
Миллионы кубометров гладких, как бивни мамонта, стволов до самого горизонта. Спустя много лет, будучи в редакции газеты «Советская Россия», от своего приятеля журналиста Николая Домбковского Вяткин услышал, что в устье Лены найдена секретная база немецких подводных лодок, хорошо оборудованная, с большим запасом топлива. И тогда стал ясен невероятно большой радиус действия нацистских субмарин, торпедировавших караваны союзников, следующих в Мурманск с вооружением и техникой. Вскоре по заданию редакции Вяткин летел в Якутию. В 1989 году на дне Каттегата была обнаружена субмарина U-534. Она былапотоплена британскими лётчиками в мае 1945 года.

Штабной полковник передал командиру подводной лодки письменный приказ адмирала Дёница принять на борт «особой важности» груз и следовать в место, которое указано в запечатанном сургучными печатями пакете. Пакет надлежало вскрыть только при выходе в открытое море. К погрузке груза особой важности приступили немедленно. Он состоял из одиннадцати алюминиевых ящиков, одинаковых по габаритам, но разных по весу. Некоторые были настолько тяжелы, что с ними с трудом управлялись несколько дюжих матросов. Помощник капитана, руководивший погрузкой и размещением груза в тесных помещениях лодки, решив, что там боеприпасы, просил соблюдать особую предосторожность членам экипажа.

Но самое поразительное было то, что, как уверяет оставшийся в живых помощник капитана U-534, вскрытый пакет содержал приказ следовать к берегам советского Заполярья, в море Лаптевых, затем в секретную базу в устье Лены с заходом в промежуточные базы во фьордах Норвегии, затем на Северной Земле. Здесь груз надлежало выгрузить, затем тщательно замуровать в указанном месте и, заправившись топливом, вернуться тем же маршрутом в Киль. В случае успешного выполнения трудного задания всех членов субмарины ждала награда. * * * Гросс-адмирал Дёниц совместно с генеральным штабом разработал подробную доктрину о действиях подводных лодок в северных морях и с одобрения Гитлера приступил к их интенсивному строительству.

Они отличались хорошей манёвренностью, малозаметным, низким силуэтом и были вооружены самонаводящимися электроторпедами, не оставлявшими за собой характерного пузырчатого следа. Балтийцами и морякам-североморцам удалось поднять лодки U-250 и U-502 VII серии и даже ввести их в строй ещё во время войны, и они с некоторыми другими трофейными субмаринами несли службу в составе советских ВМС до 1958 года, а одна из таких лодок «дослужилась» до 1974 года! По мнению наших моряков, немецкие субмарины значительно отличались от отечественных. На них были шнорхеля — устройства для подачи воздуха к дизелям, когда лодка находилась под водой, гидравлические системы управления механизмами, гидродинамический лаг и ещё целый ряд новинок.

(Известно, что строительством баз занималось ведомство Тодта.) Видимо, немецкий генеральный штаб, а также гросс-адмиралы Дёниц и Редер были уверены в полной скрытности и недоступности своих баз подводных лодок в водах Арктики. Только этим можно объяснить столь рискованный поход U-534 с таинственным грузом. Строгий приказ командиру лодки свидетельствует о чрезвычайной ценности 11 металлических ящиков, погруженных на борт 5 мая 1945 года. Субмарина U-534 смогла дойти только до острова Анхольт, где на мелководье была обнаружена с воздуха английскими лётчиками и затем потоплена. Здесь она и была найдена на дне Оге Енсеном через 44 года.

Но сделать это с зарывшейся в придонный им 76-метровой лодкой и сложно и дорого. Нужны многомесячные подготовительные работы и около 3,5 миллиона датских крон. В 1991 году несколько международных компаний, специализирующихся на подъёме затонувших судов, заявили о своём желании участвовать в намечавшемся предприятии, после чего какие-либо сведения о судьбе U-534 прекратили поступать в печать. * * * …А теперь вернёмся к путешествию лётчика Вяткина и солдата Иванова по берегу Неелова залива, к устью Лены. «Передвигаться с каждым часом было всё труднее из-за завалов гниющего леса. Стала сказываться и усталость, ноги в резиновых сапогах начало ломить.

Температура резко стала понижаться…» Вяткин решил взобраться на крутой берег и снять круговую панораму на киноплёнку. Сверху горизонт расширился, и раскинувшийся ландшафт поражал безлюдьем и дикостью. При спуске с обрыва он случайно обратил внимание на то, что под небольшим слоем земли сохранились большие пласты снега и льда. В руках у него была крепкая палка, и он начал ею разрывать снег. Он начал осыпаться, и вдруг из-под него показался человеческий череп и кости. Вдруг Иванов заметил солдатскую бляху. Он поднял её, потёр и удивлённо воскликнул: «Немецкая, на ней свастика!» Действительно, такие бляхи носили солдаты и унтер-офицеры кригсмарине.

На следующий день коменданту-полковнику военные рассказали о находке, на карте показали место. Комендант поднял брови и долго соображал, наконец уверенно сказал: «Под Сталинградом немцы были, а здесь нет. Находка случайная и ни о чём не говорит. Забудьте о ней и не морочьте себе голову…» На этом всё и кончилось.